Тезис о специфичности эмпирического субъекта поднимает общую проблему переноса. Если способности и склонности к критическому мышлению необходимо развивать независимо по каждому школьному предмету, то как они могут быть полезны при решении проблем повседневной жизни, а также политических и социальных проблем современного общества, большинство из которых не укладываются в рамки традиционного школьного предмета? Сторонники эмпирической предметной специфики склонны утверждать, что передача более вероятна, если проводится обучение критическому мышлению в различных областях с явным вниманием к склонностям и способностям, которые охватывают разные области. Но доказательств в пользу этого утверждения мало. Необходимы хорошо продуманные эмпирические исследования, которые исследуют условия, повышающие вероятность перевода.
В дебатах об общности или предметной специфичности склонностей и способностей к критическому мышлению общим является тот факт, что критическое мышление по любой теме требует базовых знаний по данной теме. Например, самое глубокое понимание принципов гипотетико-дедуктивного рассуждения не поможет, если не будет сопровождаться некоторыми знаниями о том, какие могут быть правдоподобные объяснения некоторого исследуемого явления.
таблица расходов и доходов для семьи
Критики возражали против предвзятости в теории, педагогике и практике критического мышления. Комментаторы (например, Олстон 1995; Эннис 1998) отметили, что любой, кто занимает какую-либо позицию, имеет предвзятость в нейтральном смысле, то есть склоняется в одном направлении, а не в других. Критики, однако, возражают против предвзятости в уничижительном смысле неоправданного предпочтения одних способов познания другим, часто утверждая, что несправедливо предпочитаемые способы присущи доминирующему полу или культуре (Bailin 1995). Эти способы способствуют:
усиление эгоцентрических и социоцентрических предубеждений по сравнению с диалектическим взаимодействием с противоположными мировоззрениями (Пол 1981, 1984; Уоррен 1998)
дистанцирование от объекта исследования из-за близости к нему (Мартин, 1992; Тайер-Бэкон, 1992)
безразличие к положению других вместо заботы о них (Мартин, 1992)
ориентация на мысль, а не на действие (Мартин, 1992)
разумность важнее заботы о понимании идей людей (Тайер-Бэкон, 1993)
быть нейтральным и объективным важнее, чем быть воплощенным и расположенным (Тайер-Бэкон, 1995a)
сомнение важнее веры (Тайер-Бэкон, 1995b)транспортир распечатать шаблон
разум важнее эмоций, воображения и интуиции (Тайер-Бэкон, 2000)
одиночное мышление важнее совместного (Тайер-Бэкон, 2000)
письменные и устные задания важнее других форм самовыражения (Олстон, 2001)
внимание к письменному и устному общению важнее внимания к человеческим проблемам (Олстон, 2001)
победа в дебатах в общественной сфере по поводу создания и понимания смысла (Олстон, 2001)